По обычаям предков
На заре своей тысячелетней истории коми народ был разделен на несколько племен, обитавших не только в пределах современной Республики Коми (на Вычегде, Выми, Вишере, Сысоле, Лузе, Вашке; на Мезени и Печоре коми поселения появились позднее), но и западнее — в низовьях Вычегды и Лузы, на Пинеге и, возможно, некоторых других районах. Население края было довольно редким (несколько более населены были лишь берега Выми).
Как справедливо писал известнейший коми этнограф Л.Н.Жеребцов, на столь обширной территории, раскинувшейся по бассейнам разных рек, пермяне не могли быть единым племенем или даже союзом племен, а начавшийся процесс разложения родового строя еще более ослабил основанные на кровном родстве контакты между территориально разрозненными племенами.
По мере распада родоплеменных отношений в крае, по мнению видного этнографа Л.П.Лашука, первоначально сложились территориально-племенные объединения, являвшиеся промежуточными звеньями между племенами отмиравшего родового строя и будущими территориально-соседскими общинами. Они представляли собой тип этнической общности, который характеризовался собственным именем и диалектом, общностью территории, хозяйственно-экономических связей и культурно-бытового уклада. Друг от друга общности отличались по культурно-бытовым особенностям, хозяйству и диалектным отличиям языка.
Во главе территориально-племенных объединений стояли, видимо, вожди (документы конца XIV века называют их «сотниками»), жрецы, знать. Разумеется, выделение из общего числа жителей этой социальной верхушки еще не означало, что в крае сформировалось раннеклассовое общество, и не может свидетельствовать о начальном этапе государственности древних коми. На Европейском Северо-Востоке не обнаружены крупные городища (протогорода), которые могли служить центрами этнической консолидации(как это было, например, южнее — у коми-пермяков и удмуртов). Немаловажную роль в процессе социально-политического развития древнекоми общества сыграл климатический фактор. Несмотря на потепление, климат севера оставался, конечно, не столь благоприятным, как в расположенных южнее регионах, где природно-климатические условия позволяли успешнее вести производящее хозяйство, приводившее к ускорению разложения родового общества и феодализации племенной знати, в то время как на севере более суровый климат приводил к консервации архаичных элементов в общественном развитии, замедлял разложение первобытно-родового строя и сложение начального этапа государственности у древних коми.
Хотя уже в 967 году в древнерусской Степенной книге, по сведениям русского историка XVIII века В.Н.Татищева, упоминается народ «пермь», обитавший примерно в районах позднейшего расселения коми и коми-пермяков, а в «Повести временных лет», выдающемся памятнике русской письменности начала XII века, «пермь» упоминается среди народов, которые «суть свой язык имуще» и «дань дают Руси», но древние коми жили по своим законам и обычаям. Русские лишь изредка появлялись в этих краях. Первыми ступили в этот отделенный уголок Европы новгородцы. В «Повести временных лет» приведен рассказ о походе новгородцев в 1096 году на Европейский Северо-Восток за данью («послах отрок свои в Печеру люди, иже суть дань дающе Новгороду»). Эпизодически появлявшиеся здесь новгородские «ушкуйники» (группы вооруженных людей, плававших на лодках-ушкуях и совершавших набеги на разбросанные по северным рекам поселения разных племен и народов) объявляли местных жителей «подданными» Господина Великого Новгорода и приказывали платить дань мехами, но о каком-либо реальном управлении здешних земель новгородцами говорить не приходится. Ушкуйники приходили и исчезали как кошмарный сон, о котором старались побыстрее забыть; а жизнь в Коми крае продолжала течь «по обычаю предков».